Что можно увидеть на небе в ноябре 2023

Все новости ›

Последний месяц осени не балует любителей астрономии хорошей погодой. Но когда она разгуляется, предлагаем взглянуть на известное зодиакальное созвездие Овна.

Овен (лат. Aries, сокращение Ari) — среднее по площади созвездие на небе, которое занимает 39-е место среди 88 современных созвездий. По числу звёзд, видимых невооружённым глазом (50 звёзд ярче 6m), оно делит 36–40 места с Весами, Жирафом и Козерогом. Найти его на небе несложно: две ярчайших звезды созвездия Гамаль (α Ari, 2m) и Шератан (β Ari, 2,6m) заметно выделяются среди соседних более тусклых звёзд. Собственно, название Овен первоначально, со времён Шумеров, относилось именно к ним, и лишь позднее стало названием созвездия. Отталкиваться в их поиске можно от более богатых созвездий Персея и Тельца, расположенных западнее. На территории России Созвездие Овна видно повсюду, но лучше всего его наблюдать осенью.

Московское небо южная сторона 15 ноября, полночь. Карты неба здесь и далее созданы с помощью программы Stellarium.
Московское небо северная сторона 15 ноября, полночь.
Созвездие Овен. Показаны звёзды с видимой величиной до 6,5 и галактики до13. Имена указаны для звёзд с видимой величиной выше 5,5.
Спиральная галактика без перемычки NGC 772 (International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA)
Группа галактик NGC 691. Яркая красная звезда вверху в центре – 1 Ari. (Sloan Digital Sky Survey, Donald Pelletier).
Галактики из группы NGC 691: NGC 680 (в центре), NGC 678 (вверху справа) и IC 1730 слева. (Adam Block/Mount Lemmon SkyCenter/University of Arizona)
Изображение галактик NGC 876 (справа) и NGC 877 (слева), полученное путем совмещения изображений фильтров i и g, предоставленных архивом PanSTARRS-1. (NASA and STScI)
Изображение взаимодействующих галактик NGC 935 и IC 1801, удалённых от нас на 189 млн св. лет. Видимые величины 12,5/14,56; угловые размеры 1,9′ × 1,1′ / 1,5′ × 0,8′ (PanSTARRS, Donald Pelletier).

Созвездие Овна известно с глубокой древности, ещё со времён древнего Вавилона и Египта, и описано среди 48 созвездий астрономом II века нашей эры Птолемеем. Всё дело в том, что в этом зодиакальном созвездии 2 тысячи лет тому назад располагалась точка весеннего равноденствия. Когда в 130 г. до нашей эры Греческий астроном Гиппарх точно определил её положение на небе, она находилась у края созвездия Овна, вблизи звезды Мезартим (γ Ari, 3,9m). Именно там Солнце начинало свой путь по созвездию, поэтому точка весеннего равноденствия получила тогда название «первая точка Овна». Любопытно, что это название и обозначение символом созвездия ♈ сохранилось и до наших дней, хотя сама точка весеннего равноденствия давно уже перекочевала в созвездие Рыбы. Кстати, именно с этим связана и известность звезды Мезартим, получившей обозначение γ, в то время как чуть более яркая звезда Бхарани (3,6m) стала всего лишь 41 Ari.

Гамаль (α Ari, 2m) — самая яркая звезда в созвездии Овна. По блеску это 50-я звезда на небе, чуть-чуть уступающая идущей на 48-м месте Полярной звезде. Это оранжевый гигант со спектральным классом K2, который находится на расстоянии 66 световых лет от Земли. Он имеет массу 1,5 М, радиус 14,9 R, светимость 96 L и температуру 4480 K. В 2011 году корейские астрономы сообщили, что на его орбите может находиться планета с массой 1,8 массы Юпитера.

Вторая по яркости звезда созвездия — голубовато-белый Шератан (β Ari, 2,66m, 60 св. лет). Это спектроскопическая двойная звезда, звезда-компаньон которой известна только благодаря анализу спектров, первый из которых был проведён ещё в начале XX века. Период обращения компонентов составляет всего 107 дней. Главная звезда A (2,3 М, 23 L, 9000 K), компаньон B (1,3 М, 1,3 L). Спектр вторичной звезды не определен, но, исходя из массы, это может быть F5 III–V или G0 V.

Мезартим (γ Ari) представляет собой двойную звезду, имеющую общую видимую звёздную величину 3,86, что делает её четвёртой по яркости звездой созвездия. Компоненты, обозначенные γ1 и γ2 (4,58m/4,64m), очень похожи. Они имеют спектральный класс A0/A2 и, соответственно, белый цвет. Их массы по 2,7 M, радиусы по 2 R, светимости по 42 L и температуры около 10 500 K. Между компонентами угловое расстояние 7,606 угловой секунды, которое можно разрешить с помощью небольшого телескопа. Орбитальный период пары превышает 5000 лет. Система находится на расстоянии 164 св. лет от Земли. Двойной характер Мезартима был обнаружен известным физиком и астрономом Робертом Гуком в 1664 году. Она была одной из первых двойных звёзд, открытых при помощи телескопа.

В созвездии есть ещё несколько двойных звёзд, в том числе ε, λ и π Ari.

В созвездии Овна находится одна из ближайших к Земле звёзд — красный карлик звезда Тигардена (12,5 св. лет, M7, 0,9 M, 0,1 R, 0,0007 L, 2904 K), открытый в 2003 году с помощью данных, полученных за пятилетний период программой слежения за околоземными астероидами (NEAT) с использованием двух 1-метровых телескопов на острове Мауи (Гавайи). Астрофизик из Центра космических полетов имени Годдарда (NASA) Боннард Дж. Тигарден предположил, что близкие, но тусклые звёзды могут быть найдены путём анализа данных оптического обзора неба, сделанных для других целей в предыдущие годы, и доказал это. Любопытно, что его команда не включала профессиональных астрономов. К сожалению, из-за малой яркости (15.1m) наблюдать звезду Тигардена в малые любительские телескопы невозможно.

В июне 2019 года учёные из обсерватории Калар Альто (Испания), объявили о наличии двух экзопланет земной массы, вращающихся вокруг звезды Тигардена в обитаемой зоне. Тигарден b вращается на расстоянии 0,0252 а. е. от материнской звезды внутри обитаемой зоны (в Солнечной системе ей эквивалентна зона между Землёй и Венерой). Индекс подобия этой планеты Земле достигает 0,94! Масса 1,25 M и температура на поверхности 0–50ºC. Тигарден c (индекс подобия 0,8; 0,044 а. е., 1,33 M, –50ºC) расположен на внешнем краю обитаемой зоны, подобно Марсу. Сейчас идут дискуссии о возможности существовании там воды и жизни.

Созвездие Овна находится в стороне от полосы Млечного Пути, поэтому звёздных скоплений и туманностей в нём нет. Но есть несколько любопытных галактик.

Спиральная галактика без перемычки NGC 772 (11,1m, 7,2′ × 4,3′) расположена примерно в 130 млн св. лет. Её диаметр около 200 000 св. лет. Она окружена несколькими галактиками-спутниками, в том числе карликовой эллиптической NGC 770, которая находится примерно в 113 000 св. годах, чьи приливные силы, вероятно, вызвали удлинение одного спирального рукава у NGC 772.

К северу от Шератана, около звезды 1 Ari (6,2m) расположена группа галактик NGC 691. Она включает как минимум десять галактик. Среднее расстояние между этой группой и Млечным Путём составляет около 127 млн св. лет. Самая яркая из них как раз спиральная галактика NGC 691 (11,5m, 3,5′ × 2,6′, диаметр около 130 000 св. лет), имеющая множество спиральных рукавов и яркое ядро. Самая крупная — спиральная галактика с перемычкой NGC 678 (13,3m, 4,5′ × 0,8′, 170 000 св. лет).

Ещё одна яркая галактика в этой группе — эллиптическая галактика NGC 680 (11,9m, 1,9′ × 1,6′, 100 000 св. лет). Она выглядит асимметричной из-за взаимодействия с другими галактиками. Всё указывает на то, что она возникла в результате слияния двух галактик 1–2 миллиарда лет тому назад. На расстоянии всего около 200 000 св. лет от неё расположена упомянутая выше NGC 678 (в 5,5 угловых минутах к северо-западу).

Ещё одна пара взаимодействующих галактик NGC 876 и NGC 877, находящиеся друг от друга на небе всего в 2,1 угловых минутах (на расстоянии 30 килопарсек). Их соединяет мост с низкой поверхностной яркостью. NGC 877 (11,8m, 2,4′ × 1,8′, 115 000 св. лет) — промежуточная спиральная галактика диаметром около 115 000 св. лет, расположенная на расстоянии около 155 млн св. лет от Земли. Это так называемая светящаяся инфракрасная галактика, которая излучает больше всего энергии в инфракрасном диапазоне. Она — самый яркий и массивный член группы галактик, известной как группа NGC 877, или LGG 35.

* * * * *

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на ноябрьском небе.

За последний месяц осени быстроногий Меркурий успеет побывать в четырёх созвездиях. Стартовав в созвездии Весы, он 10 ноября перейдёт в Скорпион, 15 ноября — в Змееносец и, наконец, 28 ноября окажется в Стрельце. В начале месяца разглядеть его затруднительно, поскольку 20 октября у Меркурия было соединение с Солнцем. Его вечерняя видимость в конце ноября значительно уступает сентябрьской как из-за низкого расположения над горизонтом, так и небольшой продолжительности — менее получаса на фоне вечерней зари.

Венера начнёт ноябрь в созвездии Льва, но уже на другой день переместится в Деву. В этом месяце Утренняя звезда будет подниматься достаточно высоко над горизонтом, и наступит благоприятное время для наблюдения за ней.

Марс 25 ноября перейдёт из Весов в Скорпион. 18 ноября он достигнет соединения с Солнцем, а потому весь месяц практически не виден.

А вот для Юпитера и Урана в ноябре наступит противостояние, а, значит, и наилучшее время для наблюдений. Произойдёт это 3 и 13 ноября соответственно. Гигантов можно наблюдать практически всю ночь в созвездии Овна. Условия видимости Сатурна в Водолее и Нептуна в Рыбах немного ухудшатся. Они будут видны лишь в вечернее время.

Карликовая планета Церера (8,7m– 8,5m – 8,6m), перемещается по созвездию Весов. Её наблюдению в этот раз помешает Солнце.

Яркие астероиды

Название     Величина           Созвездия
 4 Веста      7,6–7,0     Близнецы, Орион
 18 Мельпомена       8,0–8,5            Эридан
 9 Метида      9,7–9,0          Близнецы
 2 Паллада      9,3–9,5             Дева
 29 Амфитрита      9,6–10,2             Рыбы
 8 Флора      9,9–10,4           Водолей
 21 Лютеция      9,7–10,8          Овен, Кит
 3 Юнона         10,1       Секстант, Лев

5 ноября у (18) Мельпомены будет так называемое «великое противостояние», когда расстояние до неё будет самым малым по сравнению с другими противостояниями. Хотя для астероидов это не так значимо, как для Марса, не упустите возможность получше её рассмотреть. 2 ноября противостояние будет и у (21) Лютеции.

Восходы и заходы Солнца и планет на широте 56º (Широта Москвы), долгота 0º, время UTC

В колонке Наблюдения указано благоприятное время наблюдения и максимальная высота со стороной света (ПЗ — после захода, ПВ — перед восходом).

Объекты                       15 ноября

Новолуние            13
 Первая четверть            20
 Полнолуние            27
 Последняя четверть              5
 Апогей      6 (404569 км)
 Перигей     21 (369824 км)

9 ноября в 08:31–21:31 UTC в самых западных районах России можно наблюдать покрытие Луной Венеры.

В ноябре сильных метеорных потоков не ожидается.

До 22 ноября продолжает свою активность метеорный поток Ориониды, порождённый кометой Галлея. Однако его пик уже прошёл 21–22 октября.

Тауриды — порождённый кометой Энке длительный метеорный поток из двух ветвей с радиантами в созвездии Тельца на расстоянии около 9º друг от друга. В этом году Южные Тауриды будет активен 23.09 по 08.12 с пиком ZHR ~ 5 в ночь с 5 на 6 ноября (фаза Луны 44%). Северные Тауриды стартовал позднее и активен с 13.10 по 02.12 с пиком (ZHR ~ 5) в ночь с 11 на 12 ноября. В этот раз будет полнолуние и прекрасные условия наблюдения. Обычно эти потоки богаты болидами.

В период 3 ноября по 2 декабря будет активен метеорный поток Леониды, пик которого с ZHR = 15 придётся на ночь с 17 на 18 ноября (фаза Луны 23%). Однако в этом году возможны сюрпризы. Стоит приготовиться. Так по модели М. Маслова и Сато можно ожидать всплеск 19.11. Это «подарок» от прохождения родительской кометы 55P/Tempel-Tuttle в далёком 1733 году.

С 19 ноября начнут свою активность Геминиды, но их пик будет уже в декабре.

Яркие кометы

Буквами обозначено время наблюдения: В — вечер, Н — ночь, У — утро.
П — прохождение перигелия, r — расстояние до Солнца, d — до Земли в а. е.

Кометы  Блеск, время наблюдения и созвездия
 103P/Hartley
 8m, Н (низко), У; Гидра
 2P/Encke
 8–11m, У; Весы, Скорпион, Змееносец
 C/2023 H2 (Lemmon)  7m, В, У; Волопас, Геркулес, Орёл, Козерог, Юж. Рыба
 C/2020 V2 (ZTF)
11m, В, Н (все низко); Феникс
 C/2017 K2 (PANSTARRS)
11,5m, Н, У; Единорог
12P/Pons- Brooks 12m, В; Геркулес, Лира
 62P/Tsuchinshan 12m, Н, У; Близнецы, Рак, Лев

На наименьшем расстоянии от Земли ноябре пройдёт комета C/2023 H2 (Lemmon) — 10.11 (r=0,89; d=0,19).

Чистого вам неба и удачных наблюдений!

1 ноября 2023